Что подразумевают под денежно-кредитной политикой

В мировой практике термин денежно кредитная политика упоминается чуть ли не так же часто, как и само понятие деньги. Особенно когда речь идет о банковской системе, в которой это явление представляет собой совокупность задач, приоритетов, действующих программ в целях оптимизации работы и привлечения новых клиентов в сложившихся реалиях. Проще говоря, — это концепция деятельности коммерческого банка, определяющая абсолютно все направления его работы.

Несмотря на то что банк — организация достаточно независимая от политики и правительства страны, его стратегия работы должна напрямую соответствовать всем изменениям в экономической сфере. Дабы понять, что представляет собой кредитная политика банка, необходимо рассмотреть, каковы ее основные задачи и цели, а также какую роль играет в ней государственный банк РФ. Помимо этого, стоит разобраться с загадочными терминами политика «дешевых» и «дорогих».

Инструментарий денежно кредитной политики

Цели и задачи денежно кредитной политики можно условно разделить на глобальные (стратегические) и промежуточные (второстепенные).

Глобальные:

    • увеличение доли занятого населения страны;
    • прирост производства;
    • увеличение ВВП;

Увеличение ВВП

  • снижение или удержание темпов инфляции.

Промежуточные:

  • корректировка — уменьшение и увеличение объемов денег в обороте;
  • соблюдение баланса наличных и безналичных денег.

Главная задача такой политики — добиться максимальной гармонии, равновесия денежного рынка.

Инструментарий денежно-кредитной политики:

  1. Установление процентных ставок по денежным операциям (в российской или иностранной валюте).
  2. Кредитные проценты.
  3. Операции по депозитам.
  4. Операции с ценными бумагами.
  5. Ограничения (прямые или косвенные).

Методы этой разновидности политики можно охарактеризовать следующим образом:

    • процентные методы — установление базовых процентных ставок, их корректировка в зависимости от экономической ситуации;

Установление процентных ставок

  • рыночные операции: сюда относятся все операции на рынке ценных бумаг, на валютных рынках;
  • нормативные методы — установление общих требований для субъектов финансовой политики, обязательных к исполнению;
  • контрольно-надзорные методы — снижение и регулирование рисков, контроль за общей массой кредитов, сроками возвратности.

Государственное регулирование: задачи и цели

Государство, что вполне закономерно, заинтересовано в укреплении экономики страны, установлении стабильных цен на товары и услуги, росте численности и доли занятости населения и, конечно же, в укреплении и расширении производственного (в том числе промышленного) сектора. По этим причинам именно государство является непосредственным и основным участником денежно-кредитной политики. Главным инструментом участия страны в этом процессе и является денежно-кредитное регулирование. Оно осуществляется государством непосредственно (посредством корректировки законодательства, внедрения различных экономических программ), а также опосредовано — через Центральный банк РФ.

Цели государственной денежно-кредитной политики можно выразить в следующем:

1. Социально-экономическая цель. Любое государство преследует главное — обеспечение устойчивости экономики и поддержание достойного уровня жизни граждан. Именно это и определяет приоритетную задачу рассматриваемой политики. Стремление сохранить и по возможности приумножить производство, а также поддержать достойный уровень жизни населения страны — полностью соответствует современным мировым задачам. Эта цель включает в себя и создание необходимых условий для развития промышленных производств, энергетики. Все делается для того, чтобы максимально обеспечить:

    • независимость государства на внешнеполитической арене,
    • повышение производительности труда,
    • подготовку высококвалифицированных кадров для нужд страны,

Подготовка высококвалифицированных кадров

  • основные социальные нужды населения (рабочие места, заработная плата).

2. Контроль над кредитами. Необходимо, чтобы финансово-экономические ресурсы, которые используются предприятиями и населением не оказывали отрицательного воздействия на экономику страны в целом. Другими словами, государство, во-первых, должно защитить (застраховать) себя от возможных финансовых потерь, а во-вторых, давать деньгам «работать». Именно в этом балансе и заключается данная цель.

3. Стабильность и гармоничность международных финансовых отношений. Без государства ни одна кредитная организация, ни один банк, в том числе — Центральный не сможет реализовать эту задачу. Тема стабильности международных финансово-экономических отношений сегодня актуальна как никогда (стоит вспомнить только нашумевшие санкции). Для реализации подобного государство принимает комплекс мер по обеспечению нормальной работы экономики: контроль ценообразования, темпов производства, денежной эмиссии, скорости инфляции.

Реализация указанных задач невозможна государством в одиночку. Именно поэтому главной его опорой в этом вопросе становится Центральный банк, который является своеобразным рычагом государства. С помощью Центрального банка страна влияет на выпуск денег, формирование полноценной валютной системы, формирование инфраструктуры финансовых рынков. Другими словами Центральный банк практически реализует теоретические задачи государства.
Банк России

Центральный банк России: проводник и регулятор

Говоря о денежной политике, нельзя не упомянуть о центральном банке РФ, который является чуть ли не самым главным ее элементом. Именно он определяет основную концепцию и направления денежно-кредитной политики страны, составляет долгосрочные и краткосрочные прогнозы.

Основная роль его заключается в исполнении следующих задач:

  • определяет масштабы (объемы) денежной эмиссии;
  • регулирует основные направления политики;
  • определяет объемы эмиссии денежных средств;
  • устанавливает и корректирует процентные ставки;
  • регулирует и корректирует (в случае необходимости) объем кредитов;
  • проводит всевозможные денежно-кредитные операции на рынке.

Центральный банк непосредственно влияет на денежное предложение в стране (причем как наличных, так и безналичных денег), процентные ставки, объемы кредитования. Но не стоит забывать, что коммерческие банки, а также нефинансовый сектор играет в этом процессе тоже не последнюю роль. Без их влияния цели Центрального банка не могут быть реализованы практически. В экономических новостях часто звучит, что Центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Ее второе название — политика «мягких» и «жестких» денег.

Мягкая политика

Первая заключается в определении достаточно лояльных «правил игры»: государственный банк различными методами увеличивает денежную массу в стране, в частности, расширяя возможности коммерческих банков предоставлять кредиты населению. Это осуществляется также за счет снижения процентной ставки по кредитам. То есть мягкая политика это:

  • увеличение реальной денежной массы;
  • снижение процентных ставок по кредитам.

Ее результат — комплексное стимулирование экономики.

Жесткая политика

«Жесткая политика» проявляется в следующем: Центральный банк реализует на рынке государственные ценные бумаги, что, соответственно, приводит к значительному уменьшению денежных резервов как коммерческих организаций, так и населения страны. Соответственно, банки, чей денежный резерв в связи с этой политикой существенно сократился, просто не имеют возможности предоставлять кредиты либо предоставляют их по завышенным процентным ставкам. Центральный банк и сам повышает свою процентную ставку и, следовательно, кредитные организации уже не могут получить у него займ на ранее существовавших условиях.

Так, жесткая кредитная политика банка это:

    • увеличение кредитных процентных ставок;
    • сокращение реальной денежной массы;

Снижение денежной массы

  • уменьшение числа коммерческих займов.

Получается, что кредитная ставка Центрального банка — один из самых мощных инструментов денежной политики. Сегодня Центральный банк своими ставками фактически устанавливает реальную стоимость денег.

Немного о сложностях

Экономика страны, политика внутри нее самым прямым образом оказывает влияние на кредитную политику банка. И это вполне объяснимо: политическая «прослойка» устанавливает основные направления функционирования банковской системы, дает курс на определенные цели и задачи, устанавливает ограничения. А задача кредитной организации — не только удержаться на плаву, но и повысить свою эффективность (считай — привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, расширить сферу действия).

Однако стоит понимать, что, несмотря на видимую эффективность, кредитная политика банка является самым мощным инструментом, который может оказать как положительный эффект, так и отрицательный, усугубив тем самым положение кредитной организации. Именно поэтому работа над ней может быть доверена только самым высококвалифицированным профессионалами, которые будут в состоянии принимать взвешенные решения, основанные на тщательном и всестороннем анализе ситуации. Это одна из основных существующих проблем — отсутствие соответствующих профессионалов в финансово-экономической сфере.

Каким бы самостоятельным ни был Центральный банк на политической арене страны, он не может не реагировать на колебания «извне». Все мероприятия, проводимые государственными органами, так или иначе, прямо или косвенно влияют на денежно-кредитную политику как Центрального банка, так и любого коммерческого банка. Причем краткосрочная политика страны в состоянии оказать отрицательный эффект на долгосрочную концепцию функционирования банка. Кроме того, экономисты, составляющие прогнозы на государственном уровне, не могут быть абсолютно точными. Любые колебания в политической обстановке страны, временные задержки и иные перемены могут нарушить ход денежно-кредитной политики. А значит, придется вносить в нее срочные корректировки.
Заседание правительства

Еще одной сложностью в реализации денежно-кредитной политики является точный выбор промежуточных задач. Ведь именно от них зависит конечный результат. И если такой выбор сделан неправильно, усилия не принесут желаемого конечного результата, и даже более того — могут подорвать всю денежно-кредитную политику. Ведь реализация такой предполагает не только составление сценария на ближайшую перспективу, но и прогнозирование экономических изменений в будущем, с учетом всех возможных рисков.

Влияние на рассматриваемые процессы оказывает инфляция, которая представляет собой общий рост цен на фоне снижения стоимости денежной массы (другими словами — обесценивание денег). Ускорение инфляции может быть вызвано различными факторами: внешне и внутриэкономической обстановкой, повышением мировых цен на сырье (что влечет за собой снижение объемов производства), климатические катаклизмы, низкие урожай, ограничение импорта, экономические санкции и многое другое.

Одним из направлений денежно-кредитной политики как раз и является антиинфляционная политика, которая имеет своей целью сдерживание и минимизацию инфляционных процессов. Направлениями такой политики является повышение эффективности экономики в целом, рост цен, корректировка объема реальной денежной массы. Однако не все меры могут иметь реальный успех, учитывая, что инфляция — процесс многофакторный.

Центральный банк и государство в пределах своих полномочий не могут повлиять на цены, устанавливаемые монополиями, не могут полностью корректировать соотношение спроса и предложения. Оказать влияние эти структура в состоянии только на темп базовой инфляции — на ту часть, которая напрямую зависит от курса валюты и проводимой денежно-кредитной политики. Получается, что контроль над темпами инфляции возможен только при совместной всесторонней работе правительственных структур, Центрального банка и иных финансово-кредитных организаций, а также при соблюдении «правил игры» всеми субъектами промышленности и производства.

Похожие публикации